Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейТехнологииКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Военно-Морская Академия и военное кораблестроение России
К 175-летию Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова

Академик РАН Пашин В.М.,
научный руководитель - директор
ГНЦ РФ ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова,
Герой России

История регулярного Военно-морского флота России отсчитывает первые годы своего четвертого столетия. За этот срок кораблестроением пройден колоссальный путь от строительства деревянных гребных судов к созданию боевых надводных кораблей и подводных лодок с ядерными энергетическими установками и разнообразным вооружением. В результате этой эволюции боевой корабль превратился в инженерное сооружение, не имеющее аналогов по своей сложности.

Сложность корабля никогда не была самоцелью для его создателей. Она определялась постоянно возрастающими требованиями к кораблю вследствие расширения круга задач военного флота, усложнения условий его функционирования в морях и океанах и необходимостью противостоять адекватным действиям противника.

Еще в 20-х годах XVIII века Петр I пришел к выводу, что простое копирование зарубежных (преимущественно голландских и английских) технических решений будет серьезным тормозом в дальнейшем развитии российского судостроения и мореплавания, и что "кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наук невозможно".

Жизнь подтвердила это предсказание: на протяжении всей своей истории Военно-морской флот для поддержания своей боеспособности и обеспечения безопасности личного состава постоянно требовал новых научно-технических решений.

Теоретические основы новых решений, их инженерная, конструкторская разработка и практическое воплощение в корабли Военно-морского флота создавались и реализовывались многими поколениями российских ученых, инженеров и конструкторов. Вплоть до начала XX века кораблестроительное образование в России было исключительно военным, как, впрочем, и само судостроение в подавляющем своем объеме. Несмотря на учреждение Кораблестроительного отделения в гражданском ВУЗ'е - Петербургском Политехническом Институте, а затем и создание Кораблестроительного Института, преподавательские кадры в них еще долгое время были представлены выходцами из военной среды. Большинство из них было воспитанниками Военно-Морской Академии. Таким образом, можно уверенно констатировать решающий вклад Академии в становление отечественного кораблестроительного образования.

Сегодня уместно упомянуть и еще об одной знаковой дате - 175-летии основания во флоте Корпуса Корабельных Инженеров, которое состоялось в том же 1827 году. Надо отдать должное дворянскому корпусу морских инженеров, который заложил великолепные традиции российского ВМФ.

Вплоть до 1905 года Военно-Морская Академия готовила исключительно кораблестроителей, механиков и гидрографов. После Русско-Японской войны было справедливо признано необходимым развернуть подготовку офицеров и по командно-штабной специализации. На протяжении последующих десятилетий подготовка "командиров" и "инженеров" происходила практически независимо. Известен период (1945-1960 годы), когда Академия была разделена на две Академии - ВМА им. Ворошилова и ВМАКВ (кораблестроения и вооружения) им. Крылова. Однако жизнь указала на неправомерность подобного разделения. Видимо, правильно будет сказать, что современный выпускник Академии должен быть равнопрочным оператором и инженером в одном лице. Об этом убедительно говорит и позитивный зарубежный опыт.

Уважаемые коллеги. Деятельность академии столь глубока и многообразна, что нет возможности в коротком выступлении остановиться на всех ее аспектах.

В своем выступлении мне хотелось бы отдать должное поколениям корабелов -выпускников Академии. К сожалению, нет возможности охарактеризовать вклад в развитие военного кораблестроения России всего корпуса корабельных инженеров. Однако постараюсь упомянуть хотя бы наиболее видных ученых и инженеров-кораблестроителей.

Большие заслуги в развитии кораблестроительной науки на закате парусного и заре парового флота принадлежат С.О.Бурачеку, И.А.Амосову, М.М.Окуневу.

Одной из базовых наук Офицерского класса была единая в то время наука о корабле - теория корабля. Именно генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров Степан Онисимович Бурачек предложил разделить науку о корабле на три дисциплины: теорию корабля, корабельную архитектуру и прочность корпуса. Работая в области теории корабля, он усовершенствовал параболический метод построения теоретического чертежа шведского академика адмирала Ф.-Г.Чапмана, ввел понятие коэффициента теоретического чертежа и осуществил попытку теоретически обосновать возможность создания водометного движителя. В области прочности корпуса С.О.Бурачеком выполнена работа "Теории крепости лесов и металлов с приложением к строительству кораблей" и предложена, наряду с поперечной, продольная система набора корпуса. С 1832 г. С.О.Бурачек преподавал курс теории корабля и корабельной архитектуры в Офицерском классе.

Генерал-майор Корпуса корабельных инженеров Михаил Михайлович Окунев является автором первого научного труда по теории проектирования кораблей "Опыт сочинения чертежей военным судам". Его же перу принадлежат "Краткое руководство по теории кораблестроения" и многотомное издание "Теория и практика кораблестроения", остававшееся основным учебным пособием для инженеров-кораблестроителей ряда поколений.

Инженер-генерал Иван Афанасьевич Амосов осуществлял руководство постройкой первого в России винтового фрегата "Архимед". В ходе этих работ были исследованы силы, действующие на винт, и взаимодействие гребного винта с корпусом в целях достижения максимального упора. Исследования выполнялись применительно к двух-, трех-, и четырехлопастным винтам.

В дореволюционной (начиная с конца 80-х годов) плеяде выпускников кораблестроительного и механического отделений Академии особо выделяются А.Н.Крылов, И.Г.Бубнов, К.П.Боклевский, М.Н.Беклемишев, Н.Н.Кутейников, И.Н.Воскресенский.

Выдающийся кораблестроитель, механик и математик генерал по флоту академик Алексей Николаевич Крылов (выпускник 1880 г., с 1886 г. преподаватель, а с 1910 г. - ординарный профессор Академии) является самой яркой фигурой в отечественном кораблестроении. Его труды охватывают вопросы теории и строительной механики корабля, математики, механики, физики, оптики, теории магнитных и гироскопических компасов, астрономии, артиллерии и многие другие. Это ученый с мировым именем, великолепный педагог и практик, один из первых заведующих первым в России Опытовым бассейном, преобразованным впоследствии в НИВК, а далее в ЦНИИ-45 Его имя вот уже более 55 лет носит крупнейший многопрофильный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности, который я представляю, а с 1945 года по 1960 год носила, и выделенная из Военно-морской академии на этот период в самостоятельное учебное заведение Военно-морская академия кораблестроения и вооружения. Об Алексее Николаевиче и о его вкладе в кораблестроение я мог бы говорить все отведенное мне время.

Генерал-майор Корпуса корабельных инженеров профессор Иван Григорьевич Бубнов (выпускник 1896 г., с 1909 г. - профессор Академии) участвовал в постройке броненосца "Полтава", был старшим помощником заведующего, а в дальнейшем и заведующим Опытовым бассейном, членом комиссии по проектированию и строителем первой русской боевой подводной лодки "Дельфин", начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, автором многих проектов линейных кораблей и подводных лодок. Он является автором трудов в области проектирования, качки и непотопляемости судов, строительной механики и теории упругости, основам статистики в судостроении. Иван Григорьевич - гордость как Военно-морской академии, так и нашего Института.

Генерал-майор корпуса корабельных инженеров профессор Константин Петрович Боклевский (выпускник 1888 г., с 1920 г. - профессор Академии) был помощником строителя броненосца "Император Александр II" и канонерской лодки "Грозящий", наблюдающим и строителем миноносцев в Одессе и Николаеве, наблюдающим за постройкой броненосца "Цесаревич" и крейсера "Баян" на верфях Франции, главным инспектором заводов Морского ведомства, деканом кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института. К.П.Боклевский - автор многих трудов по проектированию судов и корабельной архитектуре.

Генерал-майор Михаил Николаевич Беклемишев (выпускник двух отделений Академии: в 1890 г. - механического и в 1891 г. - кораблестроительного) вместе И.Г.Бубновым был членом комиссии по проектированию подводной лодки "Дельфин", а после ее вступления в строй - ее первым командиром. Создал на Балтийском заводе первую в России гидрофоническую мастерскую. Заведовал отделом подводного плавания Морского технического комитета. Преподавал в Петербургском политехническом институте.

Полковник Корпуса корабельных инженеров Николай Николаевич Кутейников (выпускник 1896 г.) впервые в отечественном судостроении применил секционный метод постройки подводных лодок, являлся главным строителем линкора "Севастополь".

Генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженер-механиков флота профессор Иван Никанорович Воскресенский (выпускник 1888 г., с 1920 г. - штатный преподаватель Академии) являлся наблюдающим за производством механизмов для броненосца "Петропавловск", главным механиком, а затем и начальником Ижорского завода. Автор трудов по технологии судостроительных и машиностроительных материалов, коррозии судов, коррозии и эрозии гребных винтов.

Среди первых выпускников советского периода (1923-1926 гг) - Владимир Федорович Критский и Михаил Алексеевич Рудницкий, впоследствии инженер-контр-адмиралы, видные специалисты по проектированию и строительству подводных лодок; Михаил Иосифович Яновский - инженер-контр-адмирал, создатель научной школы советского корабельного турбостроения, первым из корабельных механиков избранный членом-корреспондентом АН СССР, Аксель Иванович Берг - инженер-адмирал, академик, выдающийся ученый в области радиоэлектроники и автоматики, заместитель наркома электротехнической промышленности СССР, в 1953-1957 гг - заместитель Министра Обороны СССР; Николай Владимирович Алякринский - инженер-флагман 2 ранга, специалист в области энергетики и гидромеханики корабля, один из инициаторов создания НИВК'а и его первый начальник.

В 1930 году Академию окончил Владимир Николаевич Перегудов, инженер-капитан I ранга, выдающийся конструктор лучших довоенных и первых послевоенных подводных лодок IX серии и проекта 613. Работая до 1953 года заместителем директора ЦНИИ имени А.Н.Крылова, Владимир Николаевич возглавил разработку и первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627. Выпускником следующего, 1931 года был инженер-контр-адмирал Виктор Иванович Першин. Виктор Иванович после окончания Академии участвовал в строительстве первых советских боевых кораблей, руководил кафедрой строительной механики корабля в Николаевском кораблестроительном институте, затем был одним из создателей линкоров пр.23 и крейсеров пр.69 и 68, а с 1940 года в течение 22-х лет был директором ЦНИИ им. акад.А.Н.Крылова. Столетние юбилеи этих выдающихся крыловцев мы будем отмечать в этом году, так же как и столетний юбилей выдающегося флотоводца, имя которого носит Академия - Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.

Выпускником 1931 года был и инженер-контр-адмирал Андрей Михайлович Редькин. В последующие годы А.М.Редькин являлся начальником управления Наркомата оборонной промышленности, заместителем наркома судостроительной промышленности, министром судостроительной промышленности.

Выпускником Академии 1937 года являлся В.М.Рябиков - впоследствии инженер-генерал-полковник, заместитель Председателя Совета Министров СССР, первый заместитель Председателя Госплана СССР.

К сожалению, из-за недостатка времени я не могу продолжить список корабельных инженеров - выпускников Военно-морской академии. Их - великое множество. Они всегда достойно представляли и продолжают представлять свою "Alma Mater" на кораблях, в соединениях кораблей, флотилиях, флотах, в научных учреждениях ВМФ, в Главкомате ВМФ. Многие из них успешно трудились и трудятся в промышленности.

Говоря о подготовке инженерных кадров Академии, следует подчеркнуть, что только к началу XX века в Академии завершился процесс формирования собственных научно-педагогических кадров преимущественно из числа своих выпускников. До этого времени, на протяжении первых 70 лет, учебный и научный процесс в Офицерском классе и в Морской академии обеспечивался в основном Петербургской Академией наук. Сотрудничество этих академий продолжалось и в дальнейшем. В связи с этим я не могу не упомянуть известного ученого в области прочности и строительной механики судна выпускника Петербургского политехнического института члена-корреспондента АН СССР инженер-контр-адмирала Петра Федоровича Папковича, преподававшего в Академии.

Всем присутствующим хорошо известно, что институт научных учреждений ВМФ начал создаваться в нашей стране в конце 30-х годов XX века, т.е. около 70 лет назад. Роль координатора научных исследований во флоте в предыдущие годы выполнялась исключительно Морским научным комитетом и Военно-морской академией. Однако и с развитием системы научных учреждений ВМФ Академия всегда держала руку на пульсе времени. Позвольте напомнить вам хотя бы два важнейших периода в развитии нашего флота - предвоенные годы и годы создания океанского флота.

В предвоенные годы в работах инженерных факультетов поднимался ряд важных и актуальных для того времени вопросов по кораблестроению, использованию оружия и средств связи. Научный коллектив Академии привлекался и к разработке общих проблем развития техники ВМФ. Специально созданной заместителем наркома ВМФ И.С.Исаковым комиссией из числа профессоров и преподавателей Академии и представителей ряда научных учреждений были намечены пути развития техники ВМФ на ближайшие пять лет. Комиссией рекомендовалось, в частности, разработать более мощное взрывчатое вещество для принципиально нового ракетного зенитного снаряда, повысить скорость торпед, установить на них неконтактные взрыватели. Были высказаны конкретные предложения по созданию хорошо защищенных, мореходных и быстроходных десантно-высадочных средств, а также по разработке единого двигателя для подводных лодок.

Широкий размах после Великой Отечественной войны приобрели поисковые и прогнозные исследования, когда сложившаяся в мире военно-политическая обстановка выдвинула перед наукой и промышленностью нашей страны задачу скорейшего достижения военного паритета с Западом.

В 60-е годы теперь уже прошлого века в Академии и во многих научно-исследовательских учреждениях ВМФ (кстати сказать, при активном участии нашего Института и ведущих НИИ судостроительной промышленности и других отраслей оборонно-промышленного комплекса) широким фронтом велись работы по научному обоснованию количественного и качественного состава флота, прогнозированию его развития, определению оптимальных вариантов систем вооружения, сбалансированию корабельного состава флота в единую систему.

Участие в этих работах промышленности способствовало разработке более взвешенных и реальных предложений по программам военного кораблестроения и программам вооружения, а также внедрению самых последних разработок промышленности. Не случайно этот период, вплоть до конца 80-х годов, характеризуется мощными прорывами в достижении качественно новых уровней тактико-технических характеристик кораблей и морского оружия, обеспечивших в конечном итоге достижение паритета на море с ВМС вероятного противника. К сожалению, это исключительно плодотворное сотрудничество с промышленностью было в значительной мере прекращено в начале 90-х годов и отнюдь не по инициативе промышленности.

Переходя к вопросу о научном вкладе в развитие кораблестроительных наук коллектива преподавателей Военно-морской академии инженерных специальностей, я не могу не упомянуть наиболее крупные научные школы, созданные виднейшими учеными Академии. Многие руководители этих школ относятся к плеяде ныне здравствующих специалистов, и не упомянуть хотя бы одного из них было бы для них кровной обидой. Кроме того, я не хотел бы брать на себя ответственность за объективность оценки значимости тех или иных школ. После долгих размышлений я пришел к выводу, что в этой ситуации наиболее правильным было бы упомянуть те школы, которые выделяются самой Академией.

В книге "Военно-морская академия (краткая история)" под редакцией бывшего начальника Академии, очень уважаемого мною профессора адмирала Валентина Николаевича Поникаровского, вышедшей 2-м изданием в 1991 году, упоминаются следующие научные школы в области военного кораблестроения и их руководители:

    Динамика сплошных сред (д.т.н. профессор контр-адмирал Евгений Николаевич Мнев).
  • Применение вероятностных методов в кораблестроении (д.т.н. профессор контр-адмирал Василий Владимирович Екимов).
  • Теория и эксплуатация газотурбинных двигателей (д.т.н. профессор контр-адмирал Герман Георгиевич Жаров).
  • Теория и методы обеспечения надежности, живучести и безопасности сложных энергетических систем (д.т.н. профессор контр-адмирал Игорь Алексеевич Рябинин).
  • Создание и применение композитных материалов в кораблестроении и вооружении (д.т.н. профессор контр-адмирал Владислав Трофимович Томашевский).

Военно-морская академия прошла вместе с флотом и страной большой и славный путь. Были победы, были и поражения. Все вместе мы построили великий флот, вышли в Мировой океан. Сейчас мы переживаем не лучшие времена. Мы стоим на пороге пятого в истории нашего флота его возрождения. Каким он должен быть? С чего начать?

Эти краеугольные вопросы совсем не просты, баланс между желаниями и возможностями необходимо будет искать в совершенно новых, более сложных чем прежде условиях. И здесь Академия должна сказать свое веское слово. По всей видимости, требуется тщательный и возможно более объективный ретроспективный анализ последних 30-40 лет развития нашего флота. Такой анализ позволит избежать повторения многих ошибок и сбережет много времени и ресурсов. Очень бы хотелось не наступать дважды, а то и трижды, на одни и те же грабли. Эту работу необходимо проделать всем вместе, но ведущая роль в ней Академии бесспорна. Начинать работу нужно уже сегодня.

Необходимо также переосмыслить многие идеологические, фундаментальные положения. В современной обстановке, в условиях жесткого дефицита ресурсов последних десяти и, скорее всего, предстоящих десяти-пятнадцати лет экономическая сторона проблемы будет играть важнейшую роль. Мы уверены, что Военно-морская академия скажет свое слово и по актуальнейшим техническим вопросам перспективных кораблей и судов ВМФ.

В настоящее время в морских державах мира происходит своеобразная переоценка некоторых, ставших уже традиционными, подходов. Если раньше военные технологии и достижения, как правило, опережали гражданскую сферу, и поэтому внедрялись в нее, то в последнее время этот процесс превратился в дорогу с двухсторонним движением.

Прежде всего, речь идет об электронике и вычислительной технике: математическое обеспечение, электрорадиокомпоненты, принципы построения вычислительных средств и целых систем, применяемых в гражданской сфере, успешно переносятся в военные разработки. И не случайно Британский Ллойд, Норвежский Веритас выпустили правила проектирования надводных кораблей, в значительной мере использующие опыт гражданского судостроения Переход в военном кораблестроении на проектирование некоторых элементов корабля по гражданским нормам выгоден не только экономически , но и потому, что это технически оправдано. Об этом я уже подробно докладывал в этих стенах два дня назад.

Вот уже четыре года ВМС США проводят концептуальные исследования облика кораблей XXI века. На эти работы уже потрачено около 300 млн. долларов. Обратите внимание: такие деньги тратят американцы, которые, обладая абсолютным господством в океане, могли бы по крайней мере 10 лет почивать на лаврах и, как говорится, "спокойно спать"! Тем не менее, они считают необходимым думать о будущем. Надо ли говорить, как напряженно должны думать об этом мы, не обладающие сейчас этим господством, но хорошо знающие, что это такое.

Я уже отмечал в начале своего выступления, что боевые корабли - сложнейшие сооружения современности. Естественно, и стоят они не дешево.

Военное кораблестроение (в отличие, например, от авиастроения) не может позволить себе строительство нескольких опытных образцов, после отработки которых можно переходить к серийному производству. Вследствие этого у нас очень велика цена ошибки. Надо семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. И кому как ни Академии держать в руках соответствующий "измерительный прибор"?

Уважаемые коллеги, военно-историческая конференция по случаю юбилея Военно-морской академии не место для научно-технических изысканий, и я не буду развивать последние фрагменты своего выступления. А хотелось бы. Уж очень много наболело!

Заканчивая свое выступление, я еще раз хочу подчеркнуть, что впереди у Академии - огромные задачи как по значимости, так и по глубине исследований, и, соответственно, огромная работа. Отечественная академическая и отраслевая наука всегда тесно работала с Академией. У нас есть опыт совместной плодотворной работы, касается ли это конкретных научных и технических проблем или сложных вопросов, которые приходится решать в экспертном совете.

У французов есть старая пословица - "хорошо и правильно начатая работа уже наполовину сделана". Давайте энергичной и слаженной работой начнем подготовку к 200-летнему юбилею Военно-морской академии, с тем чтобы через 25 лет с этой трибуны нас вспоминали добрым словом.

Позвольте мне как представителю судостроительной науки и промышленности еще раз поздравить всех вас со славным юбилеем.

BackTop