Военно-Морская Академия и военное кораблестроение России К 175-летию Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова
Академик РАН Пашин В.М., научный руководитель - директор ГНЦ РФ ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова, Герой России
История регулярного Военно-морского флота России отсчитывает первые годы своего четвертого столетия. За этот срок кораблестроением пройден колоссальный путь от строительства деревянных гребных судов к созданию боевых надводных кораблей и подводных лодок с ядерными энергетическими установками и разнообразным вооружением. В результате этой эволюции боевой корабль превратился в инженерное сооружение, не имеющее аналогов по своей сложности.
Сложность корабля никогда не была самоцелью для его создателей. Она определялась постоянно возрастающими требованиями к кораблю вследствие расширения круга задач военного флота, усложнения условий его функционирования в морях и океанах и необходимостью противостоять адекватным действиям противника.
Еще в 20-х годах XVIII века Петр I пришел к выводу, что простое копирование зарубежных (преимущественно голландских и английских) технических решений будет серьезным тормозом в дальнейшем развитии российского судостроения и мореплавания, и что "кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наук невозможно".
Жизнь подтвердила это предсказание: на протяжении всей своей истории Военно-морской флот для поддержания своей боеспособности и обеспечения безопасности личного состава постоянно требовал новых научно-технических решений.
Теоретические основы новых решений, их инженерная, конструкторская разработка и практическое воплощение в корабли Военно-морского флота создавались и реализовывались многими поколениями российских ученых, инженеров и конструкторов. Вплоть до начала XX века кораблестроительное образование в России было исключительно военным, как, впрочем, и само судостроение в подавляющем своем объеме. Несмотря на учреждение Кораблестроительного отделения в гражданском ВУЗ'е - Петербургском Политехническом Институте, а затем и создание Кораблестроительного Института, преподавательские кадры в них еще долгое время были представлены выходцами из военной среды. Большинство из них было воспитанниками Военно-Морской Академии. Таким образом, можно уверенно констатировать решающий вклад Академии в становление отечественного кораблестроительного образования.
Сегодня уместно упомянуть и еще об одной знаковой дате - 175-летии основания во флоте Корпуса Корабельных Инженеров, которое состоялось в том же 1827 году. Надо отдать должное дворянскому корпусу морских инженеров, который заложил великолепные традиции российского ВМФ.
Вплоть до 1905 года Военно-Морская Академия готовила исключительно кораблестроителей, механиков и гидрографов. После Русско-Японской войны было справедливо признано необходимым развернуть подготовку офицеров и по командно-штабной специализации. На протяжении последующих десятилетий подготовка "командиров" и "инженеров" происходила практически независимо. Известен период (1945-1960 годы), когда Академия была разделена на две Академии - ВМА им. Ворошилова и ВМАКВ (кораблестроения и вооружения) им. Крылова. Однако жизнь указала на неправомерность подобного разделения. Видимо, правильно будет сказать, что современный выпускник Академии должен быть равнопрочным оператором и инженером в одном лице. Об этом убедительно говорит и позитивный зарубежный опыт.
Уважаемые коллеги. Деятельность академии столь глубока и многообразна, что нет возможности в коротком выступлении остановиться на всех ее аспектах.
В своем выступлении мне хотелось бы отдать должное поколениям корабелов -выпускников Академии. К сожалению, нет возможности охарактеризовать вклад в развитие военного кораблестроения России всего корпуса корабельных инженеров. Однако постараюсь упомянуть хотя бы наиболее видных ученых и инженеров-кораблестроителей.
Большие заслуги в развитии кораблестроительной науки на закате парусного и заре парового флота принадлежат С.О.Бурачеку, И.А.Амосову, М.М.Окуневу.
Одной из базовых наук Офицерского класса была единая в то время наука о корабле - теория корабля. Именно генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров Степан Онисимович Бурачек предложил разделить науку о корабле на три дисциплины: теорию корабля, корабельную архитектуру и прочность корпуса. Работая в области теории корабля, он усовершенствовал параболический метод построения теоретического чертежа шведского академика адмирала Ф.-Г.Чапмана, ввел понятие коэффициента теоретического чертежа и осуществил попытку теоретически обосновать возможность создания водометного движителя. В области прочности корпуса С.О.Бурачеком выполнена работа "Теории крепости лесов и металлов с приложением к строительству кораблей" и предложена, наряду с поперечной, продольная система набора корпуса. С 1832 г. С.О.Бурачек преподавал курс теории корабля и корабельной архитектуры в Офицерском классе.
Генерал-майор Корпуса корабельных инженеров Михаил Михайлович Окунев является автором первого научного труда по теории проектирования кораблей "Опыт сочинения чертежей военным судам". Его же перу принадлежат "Краткое руководство по теории кораблестроения" и многотомное издание "Теория и практика кораблестроения", остававшееся основным учебным пособием для инженеров-кораблестроителей ряда поколений.
Инженер-генерал Иван Афанасьевич Амосов осуществлял руководство постройкой первого в России винтового фрегата "Архимед". В ходе этих работ были исследованы силы, действующие на винт, и взаимодействие гребного винта с корпусом в целях достижения максимального упора. Исследования выполнялись применительно к двух-, трех-, и четырехлопастным винтам.
В дореволюционной (начиная с конца 80-х годов) плеяде выпускников кораблестроительного и механического отделений Академии особо выделяются А.Н.Крылов, И.Г.Бубнов, К.П.Боклевский, М.Н.Беклемишев, Н.Н.Кутейников, И.Н.Воскресенский.
Выдающийся кораблестроитель, механик и математик генерал по флоту академик Алексей Николаевич Крылов (выпускник 1880 г., с 1886 г. преподаватель, а с 1910 г. - ординарный профессор Академии) является самой яркой фигурой в отечественном кораблестроении. Его труды охватывают вопросы теории и строительной механики корабля, математики, механики, физики, оптики, теории магнитных и гироскопических компасов, астрономии, артиллерии и многие другие. Это ученый с мировым именем, великолепный педагог и практик, один из первых заведующих первым в России Опытовым бассейном, преобразованным впоследствии в НИВК, а далее в ЦНИИ-45 Его имя вот уже более 55 лет носит крупнейший многопрофильный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности, который я представляю, а с 1945 года по 1960 год носила, и выделенная из Военно-морской академии на этот период в самостоятельное учебное заведение Военно-морская академия кораблестроения и вооружения. Об Алексее Николаевиче и о его вкладе в кораблестроение я мог бы говорить все отведенное мне время.
Генерал-майор Корпуса корабельных инженеров профессор Иван Григорьевич Бубнов (выпускник 1896 г., с 1909 г. - профессор Академии) участвовал в постройке броненосца "Полтава", был старшим помощником заведующего, а в дальнейшем и заведующим Опытовым бассейном, членом комиссии по проектированию и строителем первой русской боевой подводной лодки "Дельфин", начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, автором многих проектов линейных кораблей и подводных лодок. Он является автором трудов в области проектирования, качки и непотопляемости судов, строительной механики и теории упругости, основам статистики в судостроении. Иван Григорьевич - гордость как Военно-морской академии, так и нашего Института.
Генерал-майор корпуса корабельных инженеров профессор Константин Петрович Боклевский (выпускник 1888 г., с 1920 г. - профессор Академии) был помощником строителя броненосца "Император Александр II" и канонерской лодки "Грозящий", наблюдающим и строителем миноносцев в Одессе и Николаеве, наблюдающим за постройкой броненосца "Цесаревич" и крейсера "Баян" на верфях Франции, главным инспектором заводов Морского ведомства, деканом кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института. К.П.Боклевский - автор многих трудов по проектированию судов и корабельной архитектуре.
Генерал-майор Михаил Николаевич Беклемишев (выпускник двух отделений Академии: в 1890 г. - механического и в 1891 г. - кораблестроительного) вместе И.Г.Бубновым был членом комиссии по проектированию подводной лодки "Дельфин", а после ее вступления в строй - ее первым командиром. Создал на Балтийском заводе первую в России гидрофоническую мастерскую. Заведовал отделом подводного плавания Морского технического комитета. Преподавал в Петербургском политехническом институте.
Полковник Корпуса корабельных инженеров Николай Николаевич Кутейников (выпускник 1896 г.) впервые в отечественном судостроении применил секционный метод постройки подводных лодок, являлся главным строителем линкора "Севастополь".
Генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженер-механиков флота профессор Иван Никанорович Воскресенский (выпускник 1888 г., с 1920 г. - штатный преподаватель Академии) являлся наблюдающим за производством механизмов для броненосца "Петропавловск", главным механиком, а затем и начальником Ижорского завода. Автор трудов по технологии судостроительных и машиностроительных материалов, коррозии судов, коррозии и эрозии гребных винтов.
Среди первых выпускников советского периода (1923-1926 гг) - Владимир Федорович Критский и Михаил Алексеевич Рудницкий, впоследствии инженер-контр-адмиралы, видные специалисты по проектированию и строительству подводных лодок; Михаил Иосифович Яновский - инженер-контр-адмирал, создатель научной школы советского корабельного турбостроения, первым из корабельных механиков избранный членом-корреспондентом АН СССР, Аксель Иванович Берг - инженер-адмирал, академик, выдающийся ученый в области радиоэлектроники и автоматики, заместитель наркома электротехнической промышленности СССР, в 1953-1957 гг - заместитель Министра Обороны СССР; Николай Владимирович Алякринский - инженер-флагман 2 ранга, специалист в области энергетики и гидромеханики корабля, один из инициаторов создания НИВК'а и его первый начальник.
В 1930 году Академию окончил Владимир Николаевич Перегудов, инженер-капитан I ранга, выдающийся конструктор лучших довоенных и первых послевоенных подводных лодок IX серии и проекта 613. Работая до 1953 года заместителем директора ЦНИИ имени А.Н.Крылова, Владимир Николаевич возглавил разработку и первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627. Выпускником следующего, 1931 года был инженер-контр-адмирал Виктор Иванович Першин. Виктор Иванович после окончания Академии участвовал в строительстве первых советских боевых кораблей, руководил кафедрой строительной механики корабля в Николаевском кораблестроительном институте, затем был одним из создателей линкоров пр.23 и крейсеров пр.69 и 68, а с 1940 года в течение 22-х лет был директором ЦНИИ им. акад.А.Н.Крылова. Столетние юбилеи этих выдающихся крыловцев мы будем отмечать в этом году, так же как и столетний юбилей выдающегося флотоводца, имя которого носит Академия - Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.
Выпускником 1931 года был и инженер-контр-адмирал Андрей Михайлович Редькин. В последующие годы А.М.Редькин являлся начальником управления Наркомата оборонной промышленности, заместителем наркома судостроительной промышленности, министром судостроительной промышленности.
Выпускником Академии 1937 года являлся В.М.Рябиков - впоследствии инженер-генерал-полковник, заместитель Председателя Совета Министров СССР, первый заместитель Председателя Госплана СССР.
К сожалению, из-за недостатка времени я не могу продолжить список корабельных инженеров - выпускников Военно-морской академии. Их - великое множество. Они всегда достойно представляли и продолжают представлять свою "Alma Mater" на кораблях, в соединениях кораблей, флотилиях, флотах, в научных учреждениях ВМФ, в Главкомате ВМФ. Многие из них успешно трудились и трудятся в промышленности.
Говоря о подготовке инженерных кадров Академии, следует подчеркнуть, что только к началу XX века в Академии завершился процесс формирования собственных научно-педагогических кадров преимущественно из числа своих выпускников. До этого времени, на протяжении первых 70 лет, учебный и научный процесс в Офицерском классе и в Морской академии обеспечивался в основном Петербургской Академией наук. Сотрудничество этих академий продолжалось и в дальнейшем. В связи с этим я не могу не упомянуть известного ученого в области прочности и строительной механики судна выпускника Петербургского политехнического института члена-корреспондента АН СССР инженер-контр-адмирала Петра Федоровича Папковича, преподававшего в Академии.
Всем присутствующим хорошо известно, что институт научных учреждений ВМФ начал создаваться в нашей стране в конце 30-х годов XX века, т.е. около 70 лет назад. Роль координатора научных исследований во флоте в предыдущие годы выполнялась исключительно Морским научным комитетом и Военно-морской академией. Однако и с развитием системы научных учреждений ВМФ Академия всегда держала руку на пульсе времени. Позвольте напомнить вам хотя бы два важнейших периода в развитии нашего флота - предвоенные годы и годы создания океанского флота.
В предвоенные годы в работах инженерных факультетов поднимался ряд важных и актуальных для того времени вопросов по кораблестроению, использованию оружия и средств связи. Научный коллектив Академии привлекался и к разработке общих проблем развития техники ВМФ. Специально созданной заместителем наркома ВМФ И.С.Исаковым комиссией из числа профессоров и преподавателей Академии и представителей ряда научных учреждений были намечены пути развития техники ВМФ на ближайшие пять лет. Комиссией рекомендовалось, в частности, разработать более мощное взрывчатое вещество для принципиально нового ракетного зенитного снаряда, повысить скорость торпед, установить на них неконтактные взрыватели. Были высказаны конкретные предложения по созданию хорошо защищенных, мореходных и быстроходных десантно-высадочных средств, а также по разработке единого двигателя для подводных лодок.
Широкий размах после Великой Отечественной войны приобрели поисковые и прогнозные исследования, когда сложившаяся в мире военно-политическая обстановка выдвинула перед наукой и промышленностью нашей страны задачу скорейшего достижения военного паритета с Западом.
В 60-е годы теперь уже прошлого века в Академии и во многих научно-исследовательских учреждениях ВМФ (кстати сказать, при активном участии нашего Института и ведущих НИИ судостроительной промышленности и других отраслей оборонно-промышленного комплекса) широким фронтом велись работы по научному обоснованию количественного и качественного состава флота, прогнозированию его развития, определению оптимальных вариантов систем вооружения, сбалансированию корабельного состава флота в единую систему.
Участие в этих работах промышленности способствовало разработке более взвешенных и реальных предложений по программам военного кораблестроения и программам вооружения, а также внедрению самых последних разработок промышленности. Не случайно этот период, вплоть до конца 80-х годов, характеризуется мощными прорывами в достижении качественно новых уровней тактико-технических характеристик кораблей и морского оружия, обеспечивших в конечном итоге достижение паритета на море с ВМС вероятного противника. К сожалению, это исключительно плодотворное сотрудничество с промышленностью было в значительной мере прекращено в начале 90-х годов и отнюдь не по инициативе промышленности.
Переходя к вопросу о научном вкладе в развитие кораблестроительных наук коллектива преподавателей Военно-морской академии инженерных специальностей, я не могу не упомянуть наиболее крупные научные школы, созданные виднейшими учеными Академии. Многие руководители этих школ относятся к плеяде ныне здравствующих специалистов, и не упомянуть хотя бы одного из них было бы для них кровной обидой. Кроме того, я не хотел бы брать на себя ответственность за объективность оценки значимости тех или иных школ. После долгих размышлений я пришел к выводу, что в этой ситуации наиболее правильным было бы упомянуть те школы, которые выделяются самой Академией.
В книге "Военно-морская академия (краткая история)" под редакцией бывшего начальника Академии, очень уважаемого мною профессора адмирала Валентина Николаевича Поникаровского, вышедшей 2-м изданием в 1991 году, упоминаются следующие научные школы в области военного кораблестроения и их руководители:
Динамика сплошных сред (д.т.н. профессор контр-адмирал Евгений Николаевич Мнев).
- Применение вероятностных методов в кораблестроении (д.т.н. профессор контр-адмирал Василий Владимирович Екимов).
- Теория и эксплуатация газотурбинных двигателей (д.т.н. профессор контр-адмирал Герман Георгиевич Жаров).
- Теория и методы обеспечения надежности, живучести и безопасности сложных энергетических систем (д.т.н. профессор контр-адмирал Игорь Алексеевич Рябинин).
- Создание и применение композитных материалов в кораблестроении и вооружении (д.т.н. профессор контр-адмирал Владислав Трофимович Томашевский).
Военно-морская академия прошла вместе с флотом и страной большой и славный путь. Были победы, были и поражения. Все вместе мы построили великий флот, вышли в Мировой океан. Сейчас мы переживаем не лучшие времена. Мы стоим на пороге пятого в истории нашего флота его возрождения. Каким он должен быть? С чего начать?
Эти краеугольные вопросы совсем не просты, баланс между желаниями и возможностями необходимо будет искать в совершенно новых, более сложных чем прежде условиях. И здесь Академия должна сказать свое веское слово. По всей видимости, требуется тщательный и возможно более объективный ретроспективный анализ последних 30-40 лет развития нашего флота. Такой анализ позволит избежать повторения многих ошибок и сбережет много времени и ресурсов. Очень бы хотелось не наступать дважды, а то и трижды, на одни и те же грабли. Эту работу необходимо проделать всем вместе, но ведущая роль в ней Академии бесспорна. Начинать работу нужно уже сегодня.
Необходимо также переосмыслить многие идеологические, фундаментальные положения. В современной обстановке, в условиях жесткого дефицита ресурсов последних десяти и, скорее всего, предстоящих десяти-пятнадцати лет экономическая сторона проблемы будет играть важнейшую роль. Мы уверены, что Военно-морская академия скажет свое слово и по актуальнейшим техническим вопросам перспективных кораблей и судов ВМФ.
В настоящее время в морских державах мира происходит своеобразная переоценка некоторых, ставших уже традиционными, подходов. Если раньше военные технологии и достижения, как правило, опережали гражданскую сферу, и поэтому внедрялись в нее, то в последнее время этот процесс превратился в дорогу с двухсторонним движением.
Прежде всего, речь идет об электронике и вычислительной технике: математическое обеспечение, электрорадиокомпоненты, принципы построения вычислительных средств и целых систем, применяемых в гражданской сфере, успешно переносятся в военные разработки. И не случайно Британский Ллойд, Норвежский Веритас выпустили правила проектирования надводных кораблей, в значительной мере использующие опыт гражданского судостроения Переход в военном кораблестроении на проектирование некоторых элементов корабля по гражданским нормам выгоден не только экономически , но и потому, что это технически оправдано. Об этом я уже подробно докладывал в этих стенах два дня назад.
Вот уже четыре года ВМС США проводят концептуальные исследования облика кораблей XXI века. На эти работы уже потрачено около 300 млн. долларов. Обратите внимание: такие деньги тратят американцы, которые, обладая абсолютным господством в океане, могли бы по крайней мере 10 лет почивать на лаврах и, как говорится, "спокойно спать"! Тем не менее, они считают необходимым думать о будущем. Надо ли говорить, как напряженно должны думать об этом мы, не обладающие сейчас этим господством, но хорошо знающие, что это такое.
Я уже отмечал в начале своего выступления, что боевые корабли - сложнейшие сооружения современности. Естественно, и стоят они не дешево.
Военное кораблестроение (в отличие, например, от авиастроения) не может позволить себе строительство нескольких опытных образцов, после отработки которых можно переходить к серийному производству. Вследствие этого у нас очень велика цена ошибки. Надо семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. И кому как ни Академии держать в руках соответствующий "измерительный прибор"?
Уважаемые коллеги, военно-историческая конференция по случаю юбилея Военно-морской академии не место для научно-технических изысканий, и я не буду развивать последние фрагменты своего выступления. А хотелось бы. Уж очень много наболело!
Заканчивая свое выступление, я еще раз хочу подчеркнуть, что впереди у Академии - огромные задачи как по значимости, так и по глубине исследований, и, соответственно, огромная работа. Отечественная академическая и отраслевая наука всегда тесно работала с Академией. У нас есть опыт совместной плодотворной работы, касается ли это конкретных научных и технических проблем или сложных вопросов, которые приходится решать в экспертном совете.
У французов есть старая пословица - "хорошо и правильно начатая работа уже наполовину сделана". Давайте энергичной и слаженной работой начнем подготовку к 200-летнему юбилею Военно-морской академии, с тем чтобы через 25 лет с этой трибуны нас вспоминали добрым словом.
Позвольте мне как представителю судостроительной науки и промышленности еще раз поздравить всех вас со славным юбилеем.
|