Российское судостроение
Выставочная компания Каталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Першин Виктор Иванович
(1902-1968 г.г.)

Першин В.И.Виктор Иванович Першин родился 16 марта 1902 г. в С.-Петербурге в семье рабочего – столяра. Мать – домохозяйка. В семье Першиных воспитывалось три брата. Виктор был младшим. В 1913 году он окончил Начальное Городское трехклассное училище, а в 1918 году – Высшее Начальное четырехклассное училище. В 1918 году В.Першин поступил в Петроградский техникум водного транспорта (бывшее Училище судовых механиков). В зимнее время учился на механическом отделении и подрабатывал в механических мастерских того же техникума, а летом нанимался кочегаром или машинистом на речные суда, работавшие на Неве. После четырех лет обучения в 1922 году Першин поступает на кораблестроительное отделение Военно-Морского Инженерного Училища – впоследствии ВВМИУ им.Дзержинского. В июне 1927 г. он направляется на линейный корабль «Октябрьская Революция», на котором корабельным курсантом проходит предвыпускную стажировку и со званием корабельного инженера выпускается из Училища в октябре того же года. Первое назначение В.И.Першин получил в Научно-Технический Комитет Управления (НТК) Военно-Морских Сил РККА в качестве инженера кораблестроительной секции.

Через два года службы в НТК в 1929 г. он поступает в Военно-Морскую Академию, которую заканчивает в 1931 г. со званием корабельного инженера. По распределению В.И.Першин получил назначение в Контрольно-Приемный Аппарат (КПА) Управления Кораблестроения ВМС РККА и был направлен в Николаев на Судостроительные заводы для наблюдения за постройкой военных кораблей. В течении последующих пяти лет В.И.Першин служил в Николаеве на должностях последовательно младшего приемщика, старшего приемщика, старшего военпреда. В указанный период на Николаевских заводах и в Севастополе проходил капитальную модернизацию линейный корабль «Парижская Коммуна» («Севастополь»), ремонтировался крейсер «Профинтерн» («Красный Крым»), эсминец «Дзержинский», строились подводные лодки и надводные корабли. Участие в указанных работах послужило для В.И.Першина хорошей практической школой. Одновременно он заведывал кафедрой строительной механики корабля и читал лекции в Николаевском кораблестроительном институте.

В 1935 году Виктора Ивановича переводят в Ленинград в Научно-Исследовательский Институт Военного Кораблестроения (НИВК).

В.И.Першину 23 марта 1936 г. было присвоено звание военинженера 2 ранга. В институте (НИВК) он последовательно занимал должности старшего инженера и начальника отделения. Главной областью его деятельности являлись исследования, сочетавшиеся с натурными экспериментами, связанные с созданием броневой и противоминной защиты для проектировавшихся линейных кораблей пр.23 типа «Советский Союз», тяжелых крейсеров пр.69 типа «Кронштадт» и легких крейсеров пр.68 типа «Чапаев».

В 1938 г. НИВК передается только что образованному Наркомату судостроительной промышленности (НКСП) и ему присваивается наименование НИИ-45 (с 1939 г. – ЦНИИ-45). Вместе с другими сотрудниками-военнослужащими Института В.И.Першин переподчиняется руководству НКСП, оставаясь в кадрах Военно-Морских Сил. В 1938 г. В.И.Першин назначается начальником отдела прочности ЦНИИ-45, а 23 сентября того же года ему было присвоено воинское звание военинженера 1 ранга. В 1940 г. произошла очередная реформа системы воинских званий РККА и РККФЮ, и 30 ноября В.И.Першину было присвоено воинское звание инженер-капитан 2 ранга. За несколько месяцев до этого в его судьбе произошло, пожалуй, самое значительное назначение: 20 апреля 1940 года Виктор Иванович становится директором ЦНИИ-45. (Приказ НКМП СССР № 82/Н от 20.IV.40 г.)

Начавшаяся война подвергла молодого еще для столь ответственной должности начальника суровым испытаниям. Он руководит консервацией новой площадки Института на Средней Рогатке, обеспечивает эвакуацию сотрудников и оборудования в Казань. Сам же, оставаясь в блокадном Ленинграде в самый жестокий период (т.е. сентябрь 1941 – декабрь 1942 г.), «…содействует, по мере сил, его обороне…» (Из автобиографии В.И.Першина 29.IX.50 г.). Содействие обороне заключалось в помощи фронту и флоту в решении неотложных технических задач, участии в ремонте и восстановлении оружия и техники, повседневной борьбе за сохранение жизни оставшихся сотрудников и материальной базы Института.

16 июля 1942 г. В.И.Першину присваивается воинское звание инженер-капитан 1 ранга. В декабре 1942 года он командируется в составе делегации специалистов-кораблестроителей в США. Целью командировки являлось изучение передового опыта организации судостроительной промышленности, технологии судостроения и научных достижений в этой области. Командировка заняла почти два года с декабря 1942 по сентябрь 1944. С задачами, поставленными перед делегацией, она справилась. Личное участие В.И.Першина было отмечено награждением его в том же 1944 г. высшей наградой орденом Ленина.

По неизвестным причинам присвоение очередного воинского звания контр-адмирал в 1946 г. не состоялось. По всей видимости, обстановка в ВМФ в первые послевоенные годы была ненормальной. Подтверждением чему может служить известное, т.е. «дело адмиралов» и смена Военно-Морских Министров. Повторное представление к адмиральскому званию состоялось в августе 1949 г., но только с возвращением Н.Г.Хрущева на пост Военно-Морского министра В.И.Першину было присвоено это воинское звание в декабре 1951 года.

По возвращении из США Виктор Иванович занимается реэвакуацией Института из Казани в Ленинград и возобновлением строительства его нового комплекса на Московском шоссе. Конец 40-х – начало 50-х годов знаменовались развертыванием работ по послевоенным программам военного кораблестроения, в разработке которых и реализации Институт принял самое активное и непосредственное участие. Лично В.И.Першин, кроме того, занимается решением ряда частных, но очень важных задач. К одной из них можно отнести решение проблемы трещинообразования при сварке корпусных конструкций крейсеров проекта 68-бис из новых сталей МС-1 и СХЛ-4. Другой важной и насущной проблемой явилось повышение мореходности легких боевых надводных кораблей, в первую очередь эскадренных миноносцев.

В 1955 году В.И.Першин был назначен членом Правительственной комиссии по расследованию трагической гибели в Севастополе линейного корабля «Новороссийск».

В 1956 г. Виктор Иванович находился в научной командировке в Великобритании, где был избран членом Королевского общества Морских инженеров.

50-е годы ХХ столетия в отечественном кораблестроении характеризовались внедрением в его практику результатов научно-технической революции в военной технике: создание ядерного оружия и энергетики, радиоэлектроники, реактивной и ракетной техники, газотурбостроения и т.д. ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова стоял у истоков создания качественно нового океанского ракетно-ядерного флота и, естественно, роль его Директора в решении огромных многопрофильных невиданных доселе задач была ведущей. В частности, В.И.Першин был одним из первоначально узкоограниченного числа специалистов – создателей первой атомной подводной лодки. Он же лично участвовал и в создании первого атомного ледокола, за что был удостоен Ленинской премии.

В эти же годы было завершено, в основном, строительство нового комплекса сооружений ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, в которых Институт размещается и поныне. И в этом немалая заслуга принадлежит В.И.Першину, ровно как сохранение Института в качестве единого центра судостроительной науки и недопущение попыток его раздробления на несколько НИУ.

Несмотря на высокую должность и заслуженный авторитет, В.И.Першину были чужды начальническое чванство, высокомерие, капризность. Он не использовал своего служебного положения в личных целях. О его высоких человеческих качествах говорит и такой характерный факт. В 1951 году, т.е. в недобрую пору «Ленинградского дела» В.И.Першин добился выделения комнатенки только что освобожденному, но по-прежнему репрессированному и не реабилитированному Э.Э.Папмелю – выдающемуся специалисту в области корабельных движителей.

Заслуги В.И.Першина были отмечены тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I-й степени и несколькими медалями, в т.ч. «За оборону Ленинграда». В 1962 году Виктор Иванович серьезно заболел и в марте 1963 г. был уволен с военной службы в по болезни.

Одновременно с увольнением в отставку, Виктор Иванович Першин оставил пост директора Института и ушел на пенсию. Окончательно побороть свой недуг – болезнь сердца – ему так и не удалось. В.И.Першин скончался 19 мая 1968 года.

Память об инженере – контр-адмирале В.И.Першине в 1970 году была увековечена в названии нового морского тральщика пр.266М Тихоокеанского флота. Его имя навсегда сохранится в истории отечественного судостроения и в истории Государственного научного центра – ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, директором которого В.И.Першин являлся самый длительный период за всю историю его существования.

BackTop