-->
Российское судостроение
Выставочная компания Все предприятия судостроенияТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Олег ГУБАРЕВ,
портал «SUDOSTROENIE.INFO»
25 Февраля 2018 года

Среди компаний, строящих современные рыболовные суда, выделяются норвежские и исландские компании, такие например, как норвежская Marin Teknikk AS и исландская Nautic, входящая в консорциум Knarr.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Не случайно для постройки отечественных рыболовных судов предполагается использовать конструкторскую документацию подобных компаний и их наработки. Компания Marin Teknikk (MT) вышла на российский рынок и предоставит пакет конструкторской и технической документации на постройку 4 новых современных ярусоловов для трех российских рыболовных компаний, размещающихся в районе Мурманска и Архангельска. Суда проекта MT1112 XL будут иметь длину 58,6 м и ширину 13 м.

Проект будет разработан с учетом требований заказчика, и суда будут оснащены современными автоматическими системами постановки и выборки яруса через шахту со свободной водной поверхностью, оборудованием для разделки рыбы и консервирования при больших объемах морозильных камер. Это будут суда ледового класса с жилыми помещениями на 36 человек. Строиться суда будут на Северной верфи в г. Санкт-Петербурге в течение 3-х лет и будут ходить под российским флагом.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис.1. Внешний вид ярусоловов проекта MT1112 XL
норвежской компании Marin Teknikk (MT).

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис.2. Внешний вид морозильного траулера-процессора
проекта 170701 исландской компании Nautic
для российской рыболовной компании «Норебо».

Рассмотрим основные технические решения, применяемые на современных рыболовных судах, построенных на норвежских и исландских верфях.

Использование шахты со свободной водной поверхностью

Как было сказано выше, суда проекта MT1112 XL будут иметь шахту со свободной водной поверхностью для постановки и выборки яруса. Такая шахта в центре судна представляет собой «колодец», через который осуществляется постановка яруса. Такое нововведение обеспечивает безопасность в работе по постановке и выборке снастей, когда экипаж способен осуществлять рыболовные операции непосредственно с палубы для разделки и обработки рыбы, и лов рыбы также может осуществляться более эффективно. Использование шахты со свободной водной поверхностью позволяет избежать повреждения выловленной рыбы, поскольку больше нет необходимости использовать багры и крючья. Это обеспечивает более высокое качество продукта.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис. 3. Шахта со свободной водной поверхностью
на современном ярусолове.

Автоматическая система постановки и выборки яруса (ALH-Automatic Longline Hauler system)

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис. 4. Схематическое изображение выборки яруса через шахту со свободной водной поверхностью (moonpool).

На норвежских ярусоловах используют автоматизированную систему компании Mustad. До 1970-х гг. насадка наживки, койлание яруса и другие работы с ярусом проводились вручную. Именно в 1970-х гг. компания Mustad начала разработку первых автоматических систем.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис.5. Автоматизированная система постановки
и выборки яруса компании Mustad Autoline.
1-Hauling Unit – ярусная тяга;
2-Hook Separator – ярусный сепаратор крюка;
3-Magazine Storage – устройство для хранения яруса;
4-Baiting Machine – наживная крючковая снасть.

Оптимизация обводов корпуса ярусоловов

Оптимизация корпуса рыболовных судов, в частности ярусоловов, достигается с помощью методов вычислительной гидродинамики и испытаний моделей судов в опытовых бассейнах.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис. 6. Опытовый бассейн в норвежском Университете
естественных и технических наук
(NTNU – Norwegian University of Science and Technology).

Обводы корпуса рыболовных судов исследуют в гидродинамических лабораториях. Вот, например, как выглядят обводы уже введенного в строй норвежского ярусолова «Nordic Prince» проекта MT 1112

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис.7. Обводы корпуса норвежского
ярусолова проекта MT 1112

Бульбообразные носовые обводы

Бульбообразный нос рыболовного судна-новостроя или переоборудованного судна снижает потребление топлива на величину от 12% до 15%. Пониженное потребление топлива обеспечит большую дальность плавания и более высокую скорость хода при той же мощности ЭУ. Наибольшая выгода может быть получена при высоких и наименьшая – при низких скоростях хода судна. При скорости хода 6 узлов и ниже бульб даже может вызвать увеличение сопротивления движению из-за большой смоченной площади поверхности.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис.8. Бульбообразный нос
рыболовного судна на модели и в натуре.

Насадка на гребной винт

Гребной винт монтируется с насадкой кольцевого гидродинамического профиля. Для ярусолова или траулера использование насадки на гребной винт обеспечивает снижение потребляемого топлива. Благодаря малому диаметру гребного винта по сравнению с винтами грузовых судов, гребной винт с насадкой может быть установлен практически на всех существующих рыболовных судах. Сравнительные испытания продемонстрировали преимущества гребного винта с насадкой в связи с ростом упора при той же мощности двигателя по сравнению с традиционными гребными винтами.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис. 9. Гребной винт ярусолова с насадкой.

Дизель-электрическая энергоустановка (ЭУ) рыболовных судов

Энергетические узлы представляют собой дизельные двигатели, спаренные с синхронными генераторами с возбуждением от постоянных магнитов. Каждый энергетический узел связан с частотным преобразователем шиной постоянного тока (DC bus). Шина постоянного тока обеспечивает постоянный поток энергии от энергоузла к электроустановке. В составе электроустановки инвертор для каждого энергоузла передает электроэнергию на электромоторы. Электромоторы через редуктор или непосредственно приводят во вращение гребные винты или азимутальные винто-рулевые колонки.

Особенности норвежских и исландских проектов рыбопромысловых судов для России

Рис. 10. Схема комбинированной
дизель-электрической СЭУ
для рыболовных судов
Diesel – дизельный двигатель;
PM Synchronous Generator – синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов;
Inverter – частотный преобразователь;
Power Management system – система управления;
Electric Engine – электромотор;
Reduction Gear – понижающий редуктор.

Таким образом, постройка на Северной верфи современных рыболовных судов, ярусоловов и траулеров, по норвежским и исландским проектам позволит обновить состав рыболовного флота России и пополнить его самыми современными судами, использующими последние инновационные технические решения.


BackTop