Российское судостроение
Выставочная компания Все предприятия судостроенияТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Исследование ледовой ходкости ледокола «Санкт-Петербург» в Карском море

Е.М. АППОЛОНОВ, докт. техн. наук,
В.А. БЕЛЯШОВ, канд. техн. наук,
К.Е. САЗОНОВ, докт. техн. наук
(ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова»),
Д.С. СКРЯБИН (ФГУП «Росморпорт»),
Е.В. ИГОШИН (ОАО «Балтийский завод»).

сайт ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова»,
27 декабря 2011 года

В 2008-2009 гг. ОАО «Балтийский завод» по заказу ФГУП «Росморпорт» построил и сдал в эксплуатацию два ледокола пр. 21900 «Москва» и «Санкт-Петербург». Ледоколы предназначены для эксплуатации в неарктических морях России (Балтийском море и др.) и имеют ледовый класс Российского морского регистра судоходства (РМРС) Icebreaker 6. Ледоколы оборудованы двумя винторулевыми колонками (ВРК) производства финской компании Steerprop мощностью по 8 МВт.

В зимнюю навигацию 2009  2010 гг. ледоколы успешно обеспечивали морские транспортные операции в Балтийском море. Однако необходимо было осуществить натурную проверку соответствия показателей их ледовой ходкости спецификационным требованиям, в соответствии с которыми предельная ледопроходимость ледокола в сплошном ровном льду при осадке 8 м и скорости 3 уз должна составлять не менее 1 м. При этом прочность льда на изгиб должна быть не менее 500 кПа.

По заданию ОАО «Балтийский завод» в 2009 г. специалисты ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», имеющие многолетний опыт проведения натурных испытаний судов для изучения их ледовых качеств, разработали программу испытаний ледокола, которая получила одобрение в РМРС. В соответствии с этой программой головной организацией в области определения ледовых качеств ледокола было выбрано ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», а специалисты ГУ «ААНИИ» выполняли гидрометеорологическое обеспечение экспериментального рейса, выбор полигонов для проведения испытаний, а также измерение толщины льда.

В соответствии с программой при определении показателей ледовой ходкости ледокола измеряются скорость его движения, частота вращения движителей и/или гребных валов, мощность энергетической установки, расходуемая при движении, и толщина преодолеваемого льда. Одним из важных моментов является проведение режимов движения ледокола в одном и том же ледяном поле при различном уровне потребляемой мощности. Такие измерения позволяют с помощью специального пересчета экспериментальных данных получить информацию о толщине льда, которую смог бы преодолевать ледокол при потреблении полной мощности при условии сохранения постоянной скорости движения.

Полученные в ходе замеров первичные данные подлежат обработке путем внесения в них поправок, устраняющих различие между требуемыми программой испытаний параметрами ледяного покрова и реально измеренными в ходе проведения натурного эксперимента значениями. После корректировки экспериментальных данных может быть построена кривая ледопроходимости, по которой определяется предельная ледопроходимость ледокола. Ниже приводится краткое описание процедуры обработки результатов.

При изучении маневренных качеств ледокола измеряются те же характеристики, что и при изучении ледовой ходкости. Кроме того, регистрируется угол перекладки органов управления и с помощью спутниковой навигационной системы ведется запись траектории движения ледокола при выполнении циркуляции. Эти данные также корректируются для устранения расхождений между требуемыми и измеренными характеристиками ледяного покрова.

Для проведения натурных испытаний ФГУП «Росморпорт» был проведен исследовательский рейс ледокола «Санкт-Петербург» в Карское море в период с 3 по 8 июля 2010 г. Во время рейса на ледоколе находилась испытательная группа в составе 14 чел., в которой были 7 представителей ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», специалист ГУ «ДАНИИ», наблюдающий от ЗАО «ЦНИИМФ», представитель РМРС, два представителя ОАО «Балтийский завод» и два представителя ФГУП «Росморпорт», обеспечивавших безопасность работ и осуществлявших общее руководство судном в рейсе и при проведении испытаний. По предложению специалистов ГУ «ААНИИ» испытания проводились в южной или центральной частях Карского моря.

<•••••>

Загрузить статью полностью (PDF, 540 Kb)

BackTop