Комплекс технологий обеспечения плавучести объектов с повышенными экологическими рисками
В связи с резко возросшим в 90-х годах количеством атомных подводных лодок (АПЛ), выведенных из состава ВМФ и ожидающих очереди на утилизацию, резко обострилась проблема обеспечения плавучести объектов с повышенными экологическими рисками.
АПЛ, выведенные из действующего состава ВМФ и длительное время находящиеся в отстое, имеют серьезные повреждения легкого корпуса вследствие коррозии, в связи с чем имеется потенциальная опасность затопления их прямо у пирса или при буксировке на утилизацию.
Уникальным решением проблемы предотвращения затопления объектов с повышенными экологическими рисками может служить транспортабельная полистирольная установка (ТПУ), которую создало предприятие "Северный Рейд" совместно с ВМФ и предприятием "Экопол" при ЦКБ МТ "Рубин". Предприятие ФГУП "Северный Рейд" освоило новый, не имеющий мировых аналогов, комплекс технологий придания положительной плавучести атомным подводным лодкам (АПЛ) отстоя, надводным кораблям, причалам и другим плавсредствам.
Создано отдельное специализированное производство, занимающееся:
заполнением, при помощи транспортабельной полистирольной установки (ТПУ), вспененным полистиролом АПЛ, выведенных из эксплуатации и ожидающих утилизации, для предотвращения их затопления прямо у пирса вследствие повреждения корпуса коррозией, а также других плавсредств (по состоянию на сентябрь 2003 г. заполнено 30 АПЛ);
пополнением запасов воздуха высокого давления АПЛ при помощи дизель-компрессорных модулей (ДКМ) и электрокомпрессорных станций (КСТ).
На предприятии по данной теме также работает специализированное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ), которое, в силу сложности наукоемкой работы по данному направлению, разрабатывает специальные проекты под каждый заказ, сотрудничая с ведущими проектными организациями, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро.
Таким образом, на предприятии разработана сложная наукоемкая технология обеспечения плавучести АПЛ отстоя и других плавсредств, предусматривающая действующую технологическую цепочку: от создания проекта - до выполнения работ на объекте по поддержанию плавучести.
Свою производственную деятельность ФГУП "Северный Рейд" осуществляет на основании государственных лицензий, выданных Россудостроением и Минатомом РФ.
Продукция, выпускаемая ФГУП "Северный Рейд" и предназначенная для обеспечения плавучести АПЛ и других плавсредств неоднократно становилась лауреатом и дипломантом всероссийских и международных выставок и конкурсов:
Сто лучших товаров России;
Золотой знак качества ХХI века;
Платиновый знак качества ХХI века;
Медаль лауреата премии им. М.В. Ломоносова;
Всероссийская общественная премия "Российский национальный Олимп";
Золотая медаль ВВЦ-2003.
В настоящее время ТПУ, ДКМ и КСТ успешно эксплуатируются на Северном и Тихоокеанском флотах.
Громадные по объемам цистерны главного балласта заполняются легким и не впитывающим влагу вспененным полистиролом. Создаваемая в результате полистирольная подушка обеспечивает положительную плавучесть всего плавсредства. АПЛ с ЦГБ, заполненными вспененным полистиролом, гарантировано остается на плаву и может ожидать свою очередь на утилизацию в течении 10 лет и более. Существующие вероятностно-статистические расчёты показывают, что при заполнении вспененным полистиролом ЦГБ АПЛ отстоя вероятность возникновения нештатных ситуаций, связанных с радиационными рисками при длительном отстое и буксировке АПЛ снижается на несколько порядков.
Применяя ТПУ, предприятие "Северный Рейд" внесло вклад в обеспечение экологической безопасности государства, поскольку за последние 5 лет полистиролом заполнено уже 30 АПЛ с поврежденным коррозией корпусом.
Кроме того, ведутся перспективные разработки по применению ТПУ для подъема затонувших кораблей с помощью полистирола, а также для предотвращения затопления различных объектов с повышенными экологическими рисками.
Транспортабельная полистирольная установка (ТПУ)
ТПУ изготовлена государственным предприятием "Северный Рейд" и предназначена для заполнения вспененным стабилизированным полистиролом негерметичных цистерн главного балласта подводных кораблей всех проектов, а также негерметичных полых емкостей, надводных сооружений типа плавпричалов, плавмастерских, кранов, буровых установок, судов и катеров всех классов, для придания им положительной плавучести за счет вытеснения воды и создания полистирольной подушки. ТПУ может быть использована для заполнения ёмкостей на глубине до 20 метров.
Состав
ТПУ построена по блочно-модульному принципу, специальное оборудование которой размещено в 9 стандартных морских контейнерах типа 1СС и 4 вспомогательных блоках. Блочно-модульное исполнение установки обеспечивает её транспортирование всеми видами транспорта (железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным).
В комплект ТПУ входят
(БИМП.060.660.001.ТУ)
установка непрерывного вспенивания полистирола - 1 ед.
установка пневмотранспорта вспененного полистирола - 1 ед.
установка стабилизации вспененного полистирола - 4 ед.
транспортабельный модуль насосной установки -1 ед.
агрегат создания и подачи гидрополистирольной смеси с гидротранспортом - 1 ед.
модуль склад-щитовая - 1 ед.
модуль-бытовка - 1 ед.
модуль котельной установки - 1 ед.
модуль склад - 1 ед.
насос НОБ 220/8 - 1 ед.
вентиляторы 95 ЦСЛ-65 - 4 ед.
прибор для определения плавучести ПП 15 - 1 ед.
Технические данные
Питание электроагрегатов установки осуществляется трехфазным напряжением 380 В, 50 Гц.
Суммарная мощность потребления в период вспенивания полистирола, пневмотранспортирования в модули стабилизации - 245 кВт.
Расход пресной водопроводной воды для парообразовательной установки - 150-200 дм3/ч. Для образования гидрополистирольной смеси используется забортная вода.
Общий вес всей установки не превышает 60 т.
Максимальный вес одного модуля 7,5 т.
Общая длина ТПУ в рабочем развернутом положении составляет около 70 м.
Эксплуатационный период в течение 1 года составляет 8 месяцев.
Производительность по вспениванию полистирола: весовая - 250 кг/ч объемная - 6,5 м3/ч
Сырьё для производства вспененного полистирола: бисер полистирола типа ПСВ-СВ или ПСВ-С по ОСТ. 301-05-202-92Е.
Суммарный насыпной объем стабилизируемого вспененного полистирола 68 м3.
Дальность транспортирования гидрополистирольной смеси - до 100 м.
Допустимая глубина использования вспененного полистирола - до 20 м.
Период заполнения ЦГБ одного корабля составляет 10-15 дней, при этом расходуется 17-25 т. бисера полистирола (в зависимости от суммарного объема цистерн одного корабля).
Гарантийные обязательства
Обеспечиваемая продолжительность поддержания заполненных вспененным полистиролом объектов на плаву - не менее 10 лет.
Гарантийный срок на ТПУ - 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.
ГУП "Северный Рейд" выполнены работы по заполнению вспененным стабилизированным полистиролом балластных цистерн заказа №289 проекта 627А в соответствии с расчётом №111.001.99. В процессе выполненных работ были заполнены БЦ5 - 35 м3, БЦ6 - 28 м3, БЦ7 - 28 м3, БЦ8 - 26 м3, БЦ9 - 51 м3, БЦ10 - 32 м3, БЦ11 - 18 м3, БЦ13 - 26 м3;
Положение корабля до выполнения работ: Тн-6,1 м; Тмид-6,8 м; Тк-7,5 м; крен ПБ - 1°; Дифферент на корму - 1°.
Положение корабля после заполнения полистиролом: Тн-6,08 м; Тмид-6,48 м; Тк-6,85 м; крен ПБ - 0,2°; Дифферент на корму - 0,1°.
В настоящее время ТПУ успешно эксплуатируется на Северном и Тихоокеанском флотах при выполнении работ по Государственному оборонному заказу.
Контакты:
ФГУП Северный рейд
Тел.: (81842) 3-89-60 - директор предприятия Бармин Сергей Иосифович;
(8184) 52-26-68 - зам. директора Калашников Владимир Борисович;
(8184) 52-26-71 - зам. директора по подготовке производства Добрынин Владимир Александрович.
Е-mail: contact@reid.atnet.ru |